МЭЙ


МЭЙ
(May), Ролло Риз (1909 -1994) -американский психолог и психотерапевт, один из основателей гуманистической психологии, теоретический и идейный лидер ее экзистенциалистской ветви. Получил изначально филологическое и богословское образование. На интерес М. к психологии повлияло общение с Альфредом Адлером во время поездок в Европу, а его духовным наставником был протестантский теолог и философ Пауль Тил-лих. Начав в конце 1930-х гг. карьеру священника, М. одновременно учится в Колумбийском ун-те по специальности клиническая психология. В этот период он издает свою первую книгу Искусство психологического консультирования (в рус. пер. издана в 1995; 1999 гг.). Нормальное течение жизни, однако, было прервано тяжелым туберкулезом, столкнувшим его лицом к лицу со смертью. Выздоровев, М. меняет свое мировоззрение и отказывается от служения Богу, видя в психологии более могущественное средство облегчения человеческих страданий, чем религия. В 1949 г. получает докт. степень по клинической психологии и в начале 1950-х гг. окончательно утверждается в своих экзистенциалистских воззрениях. Оставаясь практикующим психотерапевтом, М. становится главным пропагандистом идей европейского экзистенциализма в США, творчески развивая их в контексте проблем психологии личности и психотерапии. В 1950—80-е гг. издает много книг, сделавших его имя известным далеко за пределами психологического сообщества. Главные из них— Смысл тревоги, Любовь и воля, Свобода и судьба. В конце 1950-х— начале 60-х гг. он, наряду с А. Маслоу и К. Роджерсом, стал одним из организационных и идейных лидеров гуманистической психологии и до самой смерти оставался связан с этим течением, хотя высказывал впоследствии разочарование отходом движения от его экзистенциально-феноменологических корней. В своих книгах М. рассматривает ключевые проблемы жизни человека. Многие из них вытекают, согласно М., из фундаментальной способности, присущей только человеку, воспринимать себя как субъекта и как объект. Эти два полюса задают континуум, в котором движется сознание человека. Анализируя проблемы современного человека, М. выдвигает на передний план проблему тревоги. Сама по себе тревога — нормальное, даже конструктивное чувство, связанное с ощущением угрозы чему-то значимому: физической жизни, психологической жизни либо личностным ценностям. Патологической является лишь тревога несоразмерная поводу и задача психотерапевта не устранить тревогу вообще, а помочь принять ее и не допустить перерастания нормальной тревоги в патологическую. Гибкость личностных ценностей является фактором, облегчающим совла-дание с нормальной тревогой. Аналогичным образом нормальная, соразмерная с ситуацией вина — это один из аспектов отношений с людьми. Она конструктивна, в отличие от патологической вины, перерастающей из нормальной. Источником высших специфически человеческих свойств, таких как способность отличать свое Я от окружающего мира, ориентироваться во времени, выходя за пределы настоящего и др., является самосознание. В отличие от простого осознания-бодрствования, присущего и животным, самосознание присуще только человеку. Оно характеризуется интенциональнос-тью и осознанием своей идентичности, своего Я. Бессознательное М. отождествляете невыявленными и нереализованными потенциями человека. Идентичность, чувство Я является исходной точкой психологической жизни человека. Я М. определяет как функцию организации индивидом самого себя, внутренний центр, из которого человек сознает как окружающее, так и различные стороны самого себя. Любые действия человека, в том числе любой невроз направлен на сохранение своего внутреннего центра. Становление личности, по М., — это развитие чувства Я, ощущения себя субъектом. Этот процесс сопряжен с освобождением от разного рода неосознаваемых зависимостей, определяющих течение жизни, и переход к выбранным действиям и отношениям. Свобода — это способность человека управлять его собственным развитием, тесно связанная с самосознанием. Свобода связана с гибкостью, открытостью, готовностью к изменениям. Благодаря самосознанию мы можем прервать цепь стимулов и реакций, создать в ней паузу, в которую мы можем осуществить сознательный выбор нашей реакции. Свобода кумулятивна: каждый свободно осуществленный выбор увеличивает свободу последующих выборов. Свобода не противоположна детерминизму, а соотносится с конкретными данностями и неизбежностями, которые необходимо сознательно принять, и только по отношению к которым она и определяется. Эти данности, неизбежности и ограничения, образующие пространство детерминизма человеческой жизни, М. называет судьбой. М. различает целый ряд уровней таких данностей: космическая судьба, генетическая судьба, культурная судьба и конкретные обстоятельства. Возможны разные способы взаимодействия с судьбой: сотрудничество, осознанное принятие, вызов или бунт. Парадокс свободы заключается в том, что своей значимостью она обязана судьбе и наоборот; свобода и судьба немыслимы друг без друга. Противоположность свободы — автоматический конформизм. Свобода от зависимостей порождает тревогу, противостоять которой позволяет мужество. Цена свободы — неизбежность зла. Если человек свободен выбирать, никто не может гарантировать, что его выбор будет таким, а не иным. Все великие святые считали себя великими грешниками, ибо были чрезвычайно чувствительны к добру и злу. Восприимчивость к добру означает чувствительность к последствиям своих действий; расширяя потенциальные возможности для добра, она одновременно расширяет возможности и для зла. Освобождение является целью психотерапии — освобождение от симптомов, от принуждений, от неконструктивных навыков и т.д. Одновременно психотерапия стремится к осознанию пациентом своих возможностей, своей свободе выбирать свой образ жизни, принимая неизбежное. Экзистенциальная психотерапия, по М., не является школой, противостоящей другим психотерапевтическим школам, она, напротив, позволяет расширить и углубить контекст любой психотерапии. Заслуги М. получили достойное признание. В 1970 г. он получил премию Р.У. Эмерсона, а в 1971 г. — золотую медаль и премию АРА за выдающийся вклад в науку и практику клинической психологии. В 1989 г. его именем был назван исследовательский центр Сэйбрукского института в Сан-Франциско — ведущего учебно-научного института, специализирующегося по гуманистической психологии. М.автор трудов: Manстиs search for himself, N.Y., 1953; Psychology and the human dilemma, Princeton, 1967; Love and Will, N.Y., 1969; Power and innocence, N.Y., 1972; The courage to create, Toronto, 1975; The meaning of anxiety, N.Y., 1977; Freedom and destiny, N.Y., 1981; The discovery of being, N.Y., 1983; My quest for beauty, Dallas, 1985; The cry for myth, N.Y., 1991. Д.Л.Леонтьев


Энциклопедический словарь по психологии и педагогике. 2013.

Смотреть что такое "МЭЙ" в других словарях:

  • Мэй — (англ. May) немецкая фамилия. Известные носители: Мэй, Брайан английский рок музыкант, гитарист группы Queen Мэй, Джеймс английский журналист, известный как один из соведущих телепередачи Top Gear Мэй, Тереза английский политик Мэй, Дэвид… …   Википедия

  • Мэй Б. — Брайан Мэй Брайан Мэй Полное имя Brian Harold May (Английский вариант), Брайан Гарольд Мэй (Русский вариант) Дата рождения 19 июля 1947 Место рождения Великобритания …   Википедия

  • Мэй М. — Олимпийские награды Пляжный волейбол (женщины) Золото 2004 Золото 2008 …   Википедия

  • Мэй В. — Ванесса Мэй Vanessa Mae Ванесса Мэй после выступления в лондонском Королевском фестивальном зале 21 октября 2004 Полное имя Ванесса Мэй Ванакорн Николсон Дата рождения 27 октября 1978 Место ро …   Википедия

  • мэй — нихонто Символы, обычно подпись кузнеца или дата изготовления клинка, на накаго …   Японско-русский словарь терминов японских боевых искусств

  • МЭЙ — МОЛДАВАНИН …   Большой полутолковый словарь одесского языка

  • МЭЙ — (Мау), Эдвард Коллет, весьма заслуженный народный учитель пения, род. 1806 в Гринвиче, ум. 2 янв. 1887 в Лондоне, был учеником Томаса Адамса, Киприана Поттера и Кривелли, а в 1837–69 органистом в Гринвиче. Под впечатлением лекций Гёлла об… …   Музыкальный словарь Римана

  • Мэй Вест — Мэй Уэст Mae West Мэй Уэст в фильме «Я не ангел» (1933) Дата рождения: 17 августа 1893 Место рождения …   Википедия

  • Мэй Уэст — Mae West Мэй Уэст в фильме «Я не ангел» (1933) Дата рождения: 17 августа 1893 Место рождения …   Википедия

  • Мэй Ланьфан — 梅蘭芳 …   Википедия

Книги

  • Взывая к мифу, Мэй Р., Ролло Мэй (1909-1994), ведущий представитель экзистенциальной психологии в США, размышляет о том, каковы отношения мифа и подсознания, показывает, как миф помогает человеку выжить в хаосе… Подробнее  Купить за 757 руб
  • Человек в поисках себя, Мэй Р., Терапевт часто слышит от своих клиентов жалобы на одиночество, усталость и опустошенность. Ролло Мэй попытался дотянуться до скрытых пластов личности и понять, гдеже скрывается ее ядро -… Подробнее  Купить за 619 руб
  • Свобода и судьба, Мэй Р., Личная свобода — это центральная проблема современного человека и общества. В своей книге Ролло Мэй показывает, что в наши дни наступил кризис личной свободы. Современный человек забыл, что… Подробнее  Купить за 619 руб
Другие книги по запросу «МЭЙ» >>


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

We are using cookies for the best presentation of our site. Continuing to use this site, you agree with this.